Download Free Designs http://bigtheme.net/ Free Websites Templates

Кошкармюйизм и прочее

Персональная выставка Куаныша Базаргалиева

Esentai Gallery

3-17 сентября 2016 

Koshkarmyuizm

Персональная выставка Куаныша Базаргалиева собрала работы последних лет, объединенных размышлениями о Казахстане, и - ни много ни мало - его месте в мировом сообществе. Конечно, художник весьма далек от той прямолинейной жажды признания страны, которыми характеризуются государственные проекты. В отличие от простодушного государственного дизайна, использующего принципы механического нанесения «национального» декора на объекты дорогостоящих олимпиад и универсиад, ЭКСПО и пышных международных форумов, он размышляет о структурных взаимодействиях в процессах налаживания паритетных отношений с миром.

В самом раннем по времени цикле – «Когда все люди были казахские» (2013), художник изучает природу адаптации европейской живописной формы неевропейской художественной системой и культурной средой. Как человек, обладающий незаурядным чувством юмора и твердой художнической позицией - что позволило выжить в сложных условиях казахстанского постмодернизма - он сделал цикл-обманку, своего рода историю мировой живописи на казахский лад. Собственно, живописью в этом цикле могут быть названы только мазки на принтах, очерчивающие эпикантус Наполеона или кимешеки на головах крестьянок Малевича. Апроприированный таким образом мировой шедевр оформляется рамой-обманкой, ее живописной имитацией. Грандиозный цикл – перевертыш констатирует тиражность культурных процессов, экспансию глобализма, сетевого культурного менеджмента, производства выставок и искусства, принадлежащих всем и никому.

Еще более сложную структуру художник использует в, на первый взгляд, простых композициях «Кошкармюйизмов» (2016). Цикл из 9 работ представляет собой изображения разнообразных культурных, религиозных и политических символов, наложенных на самый характерный элемент казахского орнамента, наложенный, в свою очередь, на фон, семантически связанный со знаком мировой цивилизации. В основе композиций лежит позитивно-негативный принцип казахского орнамента, в котором примерное равенство фона и узора часто характеризуется как симметрия противоположностей. Наложение символа иной цивилизации удваивает этот эффект и каждый раз создает новую, достаточно напряженную, структуру. Доминирование кошкар мюйиза за счет повтора в каждой из 9 композиций – знак Казахстана, на территории которого, как на известном полигоне, испытывались самые различные идеологии, влияния и эксперименты. 

Кошкар мюйиз как знак Казахстана также является базовым структурным элементом в серии «Когда все флаги были казахские» (2015-2016). Это тоже своего рода перевертыш, транслирующий идею открытия страны миру и мира – стране. Художнику важно, чтобы о Казахстане знали, но не менее важна и обратная связь, включающая не только понятия географические, но и политические, исторические, культурные и идеологические. Так, он считает уместным поместить орнамент и на радужном флаге. 

Земельная реформа, всколыхнувшая Казахстан в начале этого лета обострил «китайский вопрос». Рассуждения о глобальной экспансии получили разрешение в цикле «Союз китайских капиталистических республик» (2016), в котором художник также играет с главным символом государства – национальным флагом. Чайна тауны и китайские товары теснят Италию, Японию, Германию, Россию. Отсутствие в серии казахского флага говорит очень многое о нашей стране – как известно, в Казахстане использование государственной символики строго регламентируется. 

В инсталлировании своих работ художник использует принцип сайт-специфик, то есть располагает флаги-модули в зависимости от условий выставочных пространств. Иногда это, как недавно на Манифесте в Цюрихе, - отдельно висящие планшеты, но чаще применяется багетная развеска. Грандиозность выстраиваемых иконостасов и проектный размах вызывают прямую ассоциацию с названием романа Ивлина Во «Не жалейте флагов».

Эпиграф же к роману, взятый писателем «из древнего китайского (о ирония истории! - В.И.) мудреца», несомненно читается как посвящение художнику Куанышу Базаргалиеву, личности вполне себе ренессансной:

«Если ты захмелеешь на прощальной пирушке,
сыграй что-нибудь – это укрепит твой дух.
А если ты военный к тому же, вели подать еще вина и не
жалей флагов – это умножит твою воинскую доблесть».

Валерия Ибраева,
искусствовед.

  • Buro24
  • AF
  • Kazakhstan Hotel
  • Esentai
  • Homsters
  • Artwin
  • Almaty Life
  • Sova
  • Dedas Pure
  • Europa
  • Cultura
  • SmirnovSorokin
  • Rus Radio
  • Tadia